О реализации национального проекта «Образование» на территории Вурнарского района

В рамках национального проекта «Образование» перед органами власти ставятся задачи по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождению России в десятку ведущих стран мира по общему образованию, воспитанию гармонично развитых и социально ответственных граждан.

Сегодня в регионах приведены в соответствие с ним отраслевые программы развития образования. В Чувашской Республике реализуются восемь региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная активность», «Новые возможности для каждого». Такая задача стоит и перед системой образования Вурнарского района. В настоящее время администрацией Вурнарского района заключены и утверждены соглашения с Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики по реализации 6 региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность». Разработаны и утверждены рабочие планы по реализации региональных проектов на территории Вурнарского района.

В этом году в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» в Вурнарской №2 и Калининской средних школах обновлена учебно-материальная база для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков. В настоящее время проведена работа по созданию центров образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста». В Вурнарской школе №2 проведен капитальный ремонт трех помещений, в Калининской – двух кабинетов. Кабинеты оснащены цифровым образовательным оборудованием, в них созданы современные медиацентры. В центры поступило оборудование на сумму 3 млн 164 тыс. 811 рублей, которое используется на уроках технологии, информатики, ОБЖ.

К концу 2024 года такие центры планируется создать в десяти школах.

В целях повышения у школьников интереса к естественным наукам продолжается реализация проекта «Наука в школу». В этом году в Вурнарскую школу №2 поступило современное лабораторное оборудование для оснащения кабинета биологии на сумму 1764,86 тыс. рублей. Это даст возможность для развития у школьников современных технологических навыков и углубленного изучения предмета. К 2024 году такими кабинетами будут оснащены десять образовательных учреждений.

Общей составляющей всех национальных проектов является цифровизация деятельности. В сфере образования в период до 2024 года будет реализован федеральный проект «Цифровая образовательная среда».  Это и обеспечение доступа в интернет на высокой скорости до всех школ, и онлайн-образование, и электронный документооборот.

В рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в школах района будут созданы необходимые условия по качеству Интернет-соединения. В 2020 году 35% образовательных организаций будет обеспечено скоростью интернет-связи не менее 50 МБ/с, в 2024 году – 100%. В рамках данного направления деятельности Санарпосинская школа при поддержке публичного акционерного общества «Ростелеком» первым в районе из общеобразовательных учреждений подключилась к высокоскоростному интернету. В 2020 году на базе сельскохозяйственного техникума будет создан центр цифрового образования детей «IT-куб». Дети будут обучаться программированию, системному администрированию, цифровой гигиене и работе с большими данными.

В рамках реализации регионального проекта «Учитель будущего» в районе предусматривается поэтапное внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников (в 2020 г. -10%, в 2021 г. -20%, в2022 – 30%, 2023г. -40%, в 2024 г. – 50%) через создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов. Не менее 10% педагогов пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации. Не менее 50% педагогических работников системы общего, дополнительного и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования. Не менее 70% молодых учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы. На сегодняшний день в общеобразовательных организациях района работают 349 педагогических работников, из них – 305 учителей. От уровня их профессионализма напрямую зависит качество образования. Эффективным инструментом кадровой политики является аттестация. 25,57 % учителей (78 чел.) прошли аттестацию на высшую квалификационную категорию, 69,51 % (212 чел.) - на первую. Общее количество аттестованных на высшую и первую квалификационные категории учителей составляет 290 чел. – 95,08 % от общего количества учителей в районе.

Региональный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» направлен на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Широкие возможности для этого открывает система дополнительного образования. С 1 сентября 2019 года на территории Вурнарского района внедрена система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Система призвана предоставить детям возможность обучаться бесплатно, используя бюджетные средства в любой организации, в том числе и частной. Ключевой целью проекта является обеспечение к 2020 году не менее 70 — 75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами. В рамках данного проекта в 2019 году выданы 3742 именных сертификата сертификатов обучающимся на получение дополнительного образования, из них сертификатов учета – 2495, сертификатов персонифицированного финансирования – 1247.  Сертификат дает возможность всем детям выбрать программы дополнительного образования из реестра Навигатора дополнительного образования. Он подтверждает, что на персональном счете конкретного ребенка имеются средства, которые он сможет использовать для оплаты любого дополнительного образования по собственному выбору.

Система финансирования дополнительных занятий открывает детям возможность расти и развиваться в тех направлениях, которые им интересны. Благодаря новой системе учиться смогут и дети, ранее по семейным обстоятельствам никогда не посещавшие дополнительные занятия. В свою очередь кружки и секции, чтобы быть востребованными, будут привлекать к работе лучших специалистов и в целом повышать качество обучения.

В целях ранней профориентации детей и подростков с сентября т.г. в районе запланирован запуск профориентационного проекта «Билет в будущее», рассчитанный на школьников 6-11 классов. Приказом Минобразования Чувашии №1510 от 22.08.2019 участником реализации федерального проекта стала Вурнарская средняя школа №1 им. И.Н.Никифорова. В рамках реализации данного проекта будут созданы условия для всестороннего развития, самоопределения и самореализации детей. В ноябре-декабре 2019 года в социально-педагогическом тестировании по ранней профориентации приняли участие 100 обучающихся 8-9 классов. Учащиеся посетили предпрятия и организации района.

В целях реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», который направлен на повышение компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания путем предоставления услуг психолого-педагогической помощи и консультаций родителям и гражданам, желающим принять на воспитание детей-сирот, приказом отдела образования и молодежной политики № 89 от 27.06.2019 г. в Вурнарском районе созданы 9 консультационных пунктов (в Санарпосинской, Кюстюмерской,Ермошкинской,Болшеяушской, Вурнарской №2 школах, в детском саду №7 «Ручеек, отделе образования и молодежной политики, центре ППМСП, органе опеки и попечительства) по оказанию услуг родителям, законным представителям детей и другим категориям получателей, услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи в организациях. В организациях в доступном для родителей месте и на сайтах организаций размещена информация о работе консультационных пунктов. Информирование родителей и педагогов о консультационных пунктах осуществляется через сайты организаций, выступлений на родительских собраниях, совещаниях директоров.

За период реализации проекта «Поддержка семей, имеющих детей» в 2019 году оказано 1692 услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Консультации проводятся на личном приеме, через устные обращения, а также по телефону. Созданы группы в социальных сетях, где также имеются рубрики: вопросы психологу, логопеду и др.

Ежемесячно ответственным координатором за реализацию проекта (МБНОУ «Центр ППМСП») ведется мониторинг количества оказанных услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.

Проект «Социальная активность» направлен на создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества. Сегодня большое значение придается развитию лидерства, наставничества и волонтерства в образовательных учреждениях. Для решения задач регионального проекта «Социальная активность» в каждой школе созданы добровольческие отряды или сообщества волонтеров по разным направлениям. В настоящее время в школах района действуют 20 волонтерских команд, активную общественную работу проводят 224 добровольца. К 2024 году необходимо вовлечь 20% граждан в добровольческую деятельность и достигнуть поставленные индикаторы планируется за счет привлечения учащихся школ, студентов и работающей молодежи к данной деятельности, а также через популяризацию Единой информационной сети «Добровольцы России». В настоящее время в данной системе зарегистрировано 84 представителя молодежи.

282 человека из 13 школ являются членами Всероссийского общественного движения «ЮНАРМИЯ». В свободное от учебы время юнармейцы ведут работу по сохранению мемориалов, обелисков, несут вахту памяти у Вечного огня, занимаются волонтерской деятельностью, принимают участие в крупных культурных и спортивных мероприятиях.